Республика Башкортостан г. Уфа, Лесной проезд, д. 16. ост. "Театр Нур"
Практика проверенная временем!
Центр патологии речи и нейрореабилитации "Европэд"
Эдуарда Рашитовича Самигулина

реабилитация детей с задержкой развития

Задержка психического развития

Задержка психического развития — вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами, нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

            Среди причины возникновения ЗПР можно назвать органическую недостаточность нервной системы, чаще в связи с патологией беременности и родов, хронические соматические заболевания, наследственные факторы, неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.).

            Различают две основные формы ЗПР: ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом, и ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка. ЗПР, связанная с сенсорной депривацией при врождённых или рано приобретённых нарушениях зрения, слуха, речи (алалия), при детском церебральном параличе, аутизме, рассматривается отдельно в структуре соответствующих нарушений развития.

            При ЗПР ребёнка родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей "группы риска" возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.

   Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы):

   I. незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма:

   1) преобладание игровых интересов над познавательными;

   2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость;

   3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;

   4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам;

   II. нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):

   1) повышенная утомляемость;

   2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка;

   3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли;

   4) неравномерность учебных достижений;

   III. энцефалопатические расстройства:

   1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.);

   2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.);

   3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.);

   4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.);

   IV. нарушения предпосылок интеллекта:

   1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии);

   2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа;

   3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;

   4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;

   5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти;

   6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.     

              Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.).

            Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.