Республика Башкортостан г. Уфа, Лесной проезд, д. 16. ост. "Театр Нур"
Практика проверенная временем!
Центр патологии речи и нейрореабилитации "Европэд"
Эдуарда Рашитовича Самигулина

реабилитация детей с задержкой развития

Заикание у детей

Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, основным проявлением котого являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Степень проявления заикания зависит от сложности речевой деятельности и речевых ситуаций. Оно менее выражено в стихотворной речи, при простом повествовании о хорошо знакомых вещах, в общении с близкими людьми. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает заикание и способствует нарушению общения больного с окружающими, а фиксация внимания больного на своем недостатке — развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность). Также при заикании наблюдаются различные нарушения общей моторики как в виде насильственных движений (тики мышц лица, шеи), так и произвольных уловок или вспомогательных движений, используемых для облегчения речи и маскировки речевого дефекта.

            Как правило, заикание появляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь, и наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде). Чаще наблюдается у мальчиков.

            В практике выделяют две формы заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Невротическое заикание развивается как на фоне легких остаточных явлений поражения головного мозга, так и без него. Оно может возникать под влиянием внезапной психической травмы (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями и т.п.) или длительной психотравмирующей ситуации (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании рано появляются сопутствующие насильственные движения. Характерно непостоянство его проявлений, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения ЦНС (например, при прогрессировании гидроцефалии), без связи с явной психотравмирующей ситуацией. Для него характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

 Факторами, способствующими возникновению заикания, являются наследственный фактор, перегрузка ребенка информацией в период интенсивного развития у него речи, чрезмерная требовательность родителей к его речевой деятельности, использование в семье для общения двух языков, наличие заикающихся в окружении ребенка.

 Лечение надо начинать как можно раньше. Оно должно быть комплексным. Проводят психотерапию, специальные логопедические занятия, целью которых являются нормализация речевого поведения, формирование приемов и навыков полноценного устного общения в различных ситуациях. При невротическом заикании следует избегать привлечения внимания ребенка к его речевому дефекту, так как это может способствовать эмоциональному напряжению и страху речи.

Медикаментозное лечение зависит от формы заикания. При невротической форме назначают препараты, снижающие возбудимость нервной системы; при неврозоподобной применяют также средства, снижающие тонус речевой мускулатуры, нормализующие внутричерепное давление. Важное значение имеет создание доброжелательной, спокойной обстановки в семье.

 При своевременном систематическом лечении невротическое заикание проходит или значительно уменьшается, неврозоподобное, как правило, трудно поддается лечению, и его проявления зависят от основного заболевания.