Республика Башкортостан г. Уфа, Лесной проезд, д. 16. ост. "Театр Нур"
Практика, проверенная временем!
МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР НЕВРОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ "ЕВРОПЭД"
Эдуарда Рашитовича Самигулина

  Абилитация и реабилитация детей с первого месяца жизни.

Алалия у детей

alaliya.jpg

Под алалией понимается недоразвитие речи или полное ее отсутствие у детей. При этом, слух и интеллект развиты в норме. Причина данного недуга – повреждение в полушарии головного мозга областей, которые отвечают за развитие речи. Такие повреждения могут быть во время родоразрешения, при мозговых заболеваниях и травмах, которые ребенок перенес в раннем возрасте, еще до начала развития речи. Различают тяжелые и легкие случаи данного заболевания. В тяжелых ребенок полностью немой или может произносить лишь отдельные звуки/слоги. В менее тяжелых случаях можно отметить слишком маленький запас слов в обороте, сложности с восприятием речи, письмом и чтением. Стоит различать алалию и недоразвитие речи. Специфическое недоразвитие речи отличается нарушением речи при нормальном IQ и отсутствии патологий полушарий мозга.

Моторная алалия

Различают моторную алалию и сенсорную. Моторная характеризуется достаточным пониманием речи, но нарушением собственной разговорной речи, заучиванием новых слов и сложностями с грамматикой. Сенсорная – нарушение импрессивной речи, сложности с пониманием речи, отсутствие связывания между смыслом и произносимыми звуками, но при этом хороший слух и неплохие способности к развитию речевого аппарата. Врачи констатируют, что нередко встречается сразу и моторная и сенсорная алалия у одного пациента.

Может быть алалия различной степени, от самой легкой до серьезных ее форм, при которых ребенок долгое время не говорит, а после длительного обучения у него так и остается небольшое число слов в речевом обороте и нарушения в восприятии и произношении.

Моторная алалия – это когда нарушаются функции лобно-теменных областей коры головного мозга в левом полушарии. Характерными чертами является нарушение экспрессивной речи, отсутствие лепета, ребенок поздно начинает произносить фразы (после четырехлетнего возраста), но при этом речь со стороны окружающих малыш понимает хорошо. Ребенок при таком виде алалии не может правильно спрягать и согласовывать слова по падежной и родовой принадлежности. Он неверно использует предлоги, внутри слов может менять местами слоги, звуки и т.д. Все это называется нарушением грамматического строя. Слов в речевом обороте очень мало. При этом заболевании дети значительно отстают в обучении, наблюдается дисграфия и дислексия, также следует отметить пространственный гнозис и апраксию. Сюда же можно отнести поражение структур доминантного полушария и рассеянную неврологическую симптоматику. Для таких детей характерны и нарушения в психике, которые проявляются в двигательной заторможенности, рассеяности внимания, плохой работоспособности. Также хромает интеллектуальное развитие.

Сенсорная алалия

Для сенсорной алалии характерны повреждения височной области левого полушария. Слух при этом сохранен, но наблюдается нарушение акустико-гностической сторон речевого аппарата. Ребенок не дифференцирует звуки, плохо понимает речь говорящего и сильно нарушает всевозможные фонетические правила. Такие пациенты не могут нормально соотнести слово и предмет, речь окружающих для них малопонятна или вовсе не понята, в связи и с этим собственная разговорная речь находится на очень низком уроне. Дети могут не реагировать на обращения окружающих к ним, но отвлекаться на посторонние шумы, они переворачивают слова с ног на голову. Речь при этом в меру быстрая, интонация нормальная, но слуховое внимание резко нарушено, отмечаются эхоалалии. На психике такие нарушения явно отмечены. Это интеллектуальное недоразвитие на общем фоне. Могут быть небольшие задержки и очень серьезные, вплоть до олигофрении.

Вербальная и невербальная форма психический деятельности характерна и для сенсорной и для моторной алалии. Обычно такие дети без труда выполняют невербальные задания – сопоставляют картинки по аналогии, выкладывают верную сюжетную последовательность и т.д. Но речь при

этом развивается с задержкой. В то время, когда ребенок должен начать гулить, лепетать, говорить отдельные слова, потом фразы и выражения, этого не происходит. Развитие речи идет с задержкой, либо полностью отсутствует. Иногда вместо или параллельно с этим могут появляться жестикуляции вместо речи, повышенные интонационные крики, эгоцентрическая речь при неплохом понимании разговоров окружающих, косноязычие, аграмматизм и скудный словарный запас.

Также дети, страдающие алалиями, могут невротически реагировать на дефекты речи. Они быстро устают, у них рассеянное внимание, низкая работоспособность, задержка психического развития второго уровня. Если диагноз моторная алалия, то при появлении фразовой речи может начаться заикание, речь прерывистая, искаженная по интонации. Особенно четко это наблюдается в левой премоторной области. С такими детьми проводятся специальные занятия, направленные на ознакомление с разнообразием интонаций, обучение мелодичности и плавности речи. Если это сенсорная алалия, то у ребенка нарушен фонетический слух, а само слуховое внимание очень лабильно. Если активно работать с логопедом, то у маленького пациента с сенсорной алалией речь восстанавливается обычно быстрее, чем у тех, кто страдает моторной алалией.