Республика Башкортостан г. Уфа, Лесной проезд, д. 16. ост. "Театр Нур"
Практика, проверенная временем!
МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР НЕВРОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ "ЕВРОПЭД"
Эдуарда Рашитовича Самигулина

Лечение детей с первого месяца жизни

Мозжечковая стимуляция

Мозжечок – это древнейшая мозговая структура, которая выполняет функции по координации и регуляции произвольных и непроизвольных движений, а также их коррекции и «программирования». В переводе с латыни мозжечок означает «малый мозг» и является составной частью ствола мозга. Мозжечок участвует в двигательной адаптации, двигательном научении и в осуществлении некоторых поведенческих актов.

По мнению специалистов мозжечок можно рассматривать как своеобразный «ключ» к обучению, включая развитие познавательных способностей, речи и эмоциональных особенностей. Благодаря наличию обратной связи с лобными долями головного мозга мозжечок является основой языковой способности к планированию своей деятельности. Формирование и автоматизация двигательных навыков, в том числе произносительных также осуществляются благодаря мозжечку, который связан со всеми структурами нервной системы. Поэтому любые нарушения в функционировании мозжечка могут блокировать способность ребенка к обучению. Доказано, что неспособность к овладению письмом (дисграфия) и чтением (дислексия) при нормальном интеллектуальном развитии зачастую связана именно с нарушением функции мозжечка.

Признаки мозжечковой недостаточности

Зачастую родители считают, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений всего лишь индивидуальные особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но как показывает практика – это признаки нарушений работы ствола мозга и мозжечка, которые очень часто сочетаются: патология мозжечка практически никогда не встречается изолированно. Это может быть результатом тяжелой беременности или родов. Такие симптомы очень часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Мозжечковая недостаточность может стать причиной многих неврологических отклонений, и выявляться уже в раннем возрасте. Основными ее симптомами в детском возрасте являются:

  • нарушенный мышечный тонус;
  • неуклюжесть (нарушение координации движений);
  • нарушение баланса во время какой-либо деятельности (например, когда ребенок что-то делает или берёт);
  • «пьяная» или «неправильная» походка;
  • запаздывающее самостоятельное сидение (только к 11 месяцам);
  • «лишние движения» - в положении сидя;
  • угловатые, неплавные движения;
  • дискоординация движений рук при выполнении действий обеими руками;
  • дрожание рук;
  • «дрожание» глаз при взгляде в сторону.

Кроме того мозжечковая недостаточность может сочетаться с гиперактивностью, для которой характерен ряд проблем, в т.ч. с поведением, включая социально неприемлемые поступки (воровство и драки, ложь, оппозиционное поведение), непонимание сверстников и трудности в общении с ними, затруднения в усвоении учебного материала и школьная неуспеваемость.

Необходимость мозжечковой коррекции

Мозжечковую стимуляцию называют "букварем для мозга". И это не случайно, поскольку тренировка мозжечка не только восстанавливает характерные для его поражения нарушения, но и улучшает общее восприятие и познание внешнего мира, познавательную деятельность и обучаемость. Такая коррекция является крайне важной в детстве, особенно в тот период, когда происходит формирование навыков речи и письма, подготовка и обучение в школе. Специальные упражнения достаточно эффективны и для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), помогая совершенствовать контроль над собственным телом и поступками. Результат ее применения в детской клинике – улучшение процессов усвоения материала и, в конечном итоге – повышение школьной успеваемости.

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции:

  1. Ребенок поздно начинает ходить, говорить.
  2. Быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость.
  3. Невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
  4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохая память.
  5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
  6. Проблемы с речью:
  • дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается с дисграфией – нарушением письма,
  • непроговаривание слов,
  • перестановка слогов,
  • логоневроз (обычное заикание).

        7.  Отставание от школьной программы и низкая успеваемость.

Программа мозжечковой стимуляции

Мозжечковая стимуляция базируется на обеспечении мозга основными (базисными) навыками, которые помогают усвоению любой информацию. Программа представляет собой серию реабилитационных методик, которые направлены на нормализацию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Методика мозжечковой стимуляции позволяет улучшить:

  • все виды памяти: долговременной и кратковременной, зрительной, звуковой, вкусовой, моторной образной и др.;
  • восприятие устной и письменной речи – основу формирования собственной речи и письменных навыков, включая правильное фонетическое воспроизведение текста на бумаге;
  • навыки механического чтения, основанные на кратковременной памяти и непроизвольном внимании;
  • математические способности;
  • спортивные навыки – ловкость, скорость, быстрота реакции и др., которые рассматриваются как одна из групп навыков, основывающих различные виды деятельности. Их развитие необходимо наряду с интеллектуальными и сенсорными навыками.

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность и других коррекционных занятий, в т.ч. с логопедом, психологом, дефектологом. Для каждого пациента в нашей клинике неврологии и ортопедии разрабатывается индивидуальная программа мозжечковой стимуляции для каждого ребенка, что гарантирует высокий успех проводимой коррекции.

Стандартная программа может назначаться с двух-трехлетнего возраста, проводится по 3-4 раза в неделю в течение 40 минут. Общий курс составляет 10-15 занятий.

Возврат к списку